Как известно, под землёй Владивостока сплошь форты (созданные во время войны для укрытий). Многие из них взорваны, или зарыты, но некоторые остались… Сегодня расскажу что находится у нас под ногами. Итак, я сначала перечислю всё, что нам «оставили» со времён Великой Отечественной:
НАСЛЕДИЕ ВЛАДИВОСТОКСКОЙ КРЕПОСТИ
Форт № 1 Царя Михаила Федоровича.
Форт № 2 Императора Петра Великого.
Форт № 3 Императрицы Екатерины Великой.
Форт № 4 Императора Александра Благословенного.
Форт № 5 Императора Александра Освободителя.
Форт № 6 Императора Николая Александровича.
Форт № 7 Цесаревича Алексея Николаевича.
Форт № 9 (о. Русский).
Форт № 10 (о. Русский).
Форт № 11 (о. Русский).
Форт № 12 (о. Русский).
Форт Русских (о. Русский).
Форт Поспелова (о. Русский).
Форт Суворова.
Форт Линевича.
Форт Муравьева-Амурского.
Батарея Безымянная.
Батарея Ларионовская на пике (о. Елены).
Батарея Ларионовская южная (о. Елены).
Пороховые погреба (о. Елены).
Опорный пункт литеры Е (близ форта № 5).
Опорный пункт литеры Ж.
Опорный пункт литеры З (близ форта № 7).
Укрепление № 1.
Порохоиспытательная галерея в Минном городке.
Тоннельные погреба в районене авторынка "Зеленый угол".
Система недостроенных тоннельных погребов ("Три пещеры").
Казематированный мясохолодильник на ул. Снеговая.
УБЕЖИЩА ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ
"Сталинское" бомбоубежище.
Бомбоубежище № 2 на 3000 чел. на ул. Иртышской.
Бомбоубежище на ул. Адмирала Невельского, 15.
Бомбоубежище на ул. Адмирала Кузнецова, 23.
Старое убежище возле корп. № 2 ВГМУ.
Бомбоубежище аэродрома на ул. Русская, 7.
Бомбоубежище МГУ им. Г.И. Невельского.
ПРУ на Эгершельде.
Бомбоубежище завода "Металлист".
Бомбоубежище № 1 ОАО "Дальзавод".
Убежище на ст. "Мыс Чуркин".
БРОШЕННЫЕ ВОЕННЫЕ ПОДЗЕМЕЛЬЯ
Береговая башенная батарея № 981 им. К. Ворошилова (о. Русский) – фоторепортаж.
Береговая батарея № 901 (о. Попова).
Береговая батарея № 902 (о. Русский).
Береговая батарея № 904 (о. Шкота).
Командный пункт Укрепрайона № 1 ВЛОР ТОФ (пос. Трудовое).
Командный пункт ПВО (г. Тигровая).
Пункт связи ДВЖД (г. Холодильник).
Подземный военный завод в центре.
ОРПК "Перекоп" (о. Попова).
ОБЪЕКТЫ ИНОГО НАЗНАЧЕНИЯ
Тоннели для забора морской воды ТЭЦ-2.
Сточный тоннель на Чуркине.
Подземное водохранилище на ул. Связи.
Подземное водохранилище, р-н 1000-коечной больницы.
Ливневая система на ост. Лазо.
Система подвалов на ул. Светланской.
"Бомжеубежище" на ост. "Дальзавод".
Подземный водоем на ст. Чайка.
Трубопроводный тоннель Минный городок.
Ж/д тоннель им. И.В. Сталина.
Дополнительный тоннель в тоннеле им. И.В. Сталина.
Система эвакуации Крайкома КПСС (пункт управления ГО и ЧС по Приморскому краю).
Угольный транспортер ТЭЦ-1.
Ночной клуб "Трибунал".
Торговый центр "Центральный".
Недостроенный подземный пешеходный переход на Гайдамаке.
Подземный пешеходный переход на Школьной.
Подземный пешеходный переход на Фуникулере.
Подземный пешеходный переход на Суханова.
Как видите, немало. И что самое интересное, что (пусть не всё, а часть) можно увидеть и пройтись по фортам даже в наши дни. Этим занимается Владивостокский диггер-клуб. Так сказать, экстрим Можно заказать у них экскурсию, или вообще вступить в их клуб. Но знаете, просмотрев их сайт, я поняла, что это всё же не моё… Может, ваше?
Ну а сейчас, немного подробнее… Расскажу про сточный тоннель на Чуркине, о котором не догадываются многие жители района.
Его строительство горным способом велось в 1983-1989 гг. с использованием узкоколейных электровозов и подземного проходческого комбайна, с выходом на Радиоприбор. Говорят, что выход аналогичного тоннеля (выходящего под ТЭЦ-2), расположен в районе бухты Тихой.
Войти в объект можно через оголовки вентиляционных систем и спецоголовок с дверью, расположенные на территории заводов. Они сильно замусорены, тоннель находится на глубине 2,5-3 м под ними.
Чуркинский тоннель, назовём его так, представляет собой сооружение, высота которого составляет чуть более 3 метров, шириною тоже около 3 метров. Тоннель выполнен из неоштукатуренного бетона, на поверхности которого видны отчётливые следы деревянной опалубки. На расстоянии примерно 80 см от правой стены находится бетонная стенка высотой 140 см и шириной 20 см. По верхней части трубы уложена металлическая труба сечением 18 см. На расстоянии около 30 метров друг от друга в трубе устроены вентили. На расстоянии 20 см от потолка проведена металлическая труба неизвестного назначения (может быть, кабель). Местами встречаются остатки приборов освещения - провода, плафоны, но электричества и освещения здесь давно нет. Хотя пробника у нас не было, так что электричество возможно еще есть
Тоннель практически прямой, с небольшим уклоном вправо вблизи к его началу, внутри влажно, зловонно, на полу грязь вперемешку с канализацией глубиной до 50 см. По основной, изолированной от технического прохода, части сооружения течет река канализационных и технических стоков, глубина которой колеблется от полуметра (в начале) до метра с кепкой (ближе к Радиоприбору). В любом случае, лучше в нее не падать.
Судя по всему, тоннель проложен с территории Хладокомбината (Рыбный порт) в сторону Радиоприбора, протяженность минимум 1 км. Экспедиционная группа прошла около 900 м по доступной части тоннеля. Объект пронизывает сопку, на которой расположены улицы Могилевская и Запорожская, судя по карте ПримАГП, максимальная глубина заложения тоннеля 72 метра.
Скорее всего, назначение тоннеля - вывод стока жидких отходов хладокомбината, рыбного порта и канализации близлежащих районов в пролив Босфор Восточный. Видимо, в начале 80-х годов тогдашняя краевая администрация попыталась таким весьма дорогостоящим способом позаботиться о чистоте б. Золотой Рог (можно себе представить, какой объем средств был вложен в глубинную проходку километрового тоннеля сквозь весь Чуркин!). Тоннель очень опасен и недружелюбен, поэтому крайне не рекомендуется туда лазить - можно обратно просто не выйти.
Неосмотренные части тоннеля, а именно начало и собственно сброс стоков, будут посещены в ближайшее время.
Материал взят с сайта http://www.vtc.ru/~vladdig/under.htm