Как известно, под землёй Владивостока сплошь форты (созданные во время войны для укрытий). Многие из них взорваны, или зарыты, но некоторые остались… Сегодня расскажу что находится у нас под ногами. Итак, я сначала перечислю всё, что нам «оставили» со времён Великой Отечественной:

НАСЛЕДИЕ ВЛАДИВОСТОКСКОЙ КРЕПОСТИ

Форт № 1 Царя Михаила Федоровича.

Форт № 2 Императора Петра Великого.

Форт № 3 Императрицы Екатерины Великой.

Форт № 4 Императора Александра Благословенного.

Форт № 5 Императора Александра Освободителя.

Форт № 6 Императора Николая Александровича.

Форт № 7 Цесаревича Алексея Николаевича.

Форт № 9 (о. Русский).

Форт № 10 (о. Русский).

Форт № 11 (о. Русский).

Форт № 12 (о. Русский).

Форт Русских (о. Русский).

Форт Поспелова (о. Русский).

Форт Суворова.

Форт Линевича.

Форт Муравьева-Амурского.

Батарея Безымянная.

Батарея Ларионовская на пике (о. Елены).

Батарея Ларионовская южная (о. Елены).

Пороховые погреба (о. Елены).

Опорный пункт литеры Е (близ форта № 5).

Опорный пункт литеры Ж.

Опорный пункт литеры З (близ форта № 7).

Укрепление № 1.

Порохоиспытательная галерея в Минном городке.

Тоннельные погреба в районене авторынка "Зеленый угол".

Система недостроенных тоннельных погребов ("Три пещеры").

Казематированный мясохолодильник на ул. Снеговая.



УБЕЖИЩА ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ





"Сталинское" бомбоубежище.

Бомбоубежище № 2 на 3000 чел. на ул. Иртышской.

Бомбоубежище на ул. Адмирала Невельского, 15.

Бомбоубежище на ул. Адмирала Кузнецова, 23.

Старое убежище возле корп. № 2 ВГМУ.

Бомбоубежище аэродрома на ул. Русская, 7.

Бомбоубежище МГУ им. Г.И. Невельского.

ПРУ на Эгершельде.

Бомбоубежище завода "Металлист".

Бомбоубежище № 1 ОАО "Дальзавод".

Убежище на ст. "Мыс Чуркин".



БРОШЕННЫЕ ВОЕННЫЕ ПОДЗЕМЕЛЬЯ


Береговая башенная батарея № 981 им. К. Ворошилова (о. Русский) – фоторепортаж.

Береговая батарея № 901 (о. Попова).

Береговая батарея № 902 (о. Русский).

Береговая батарея № 904 (о. Шкота).

Командный пункт Укрепрайона № 1 ВЛОР ТОФ (пос. Трудовое).

Командный пункт ПВО (г. Тигровая).

Пункт связи ДВЖД (г. Холодильник).

Подземный военный завод в центре.

ОРПК "Перекоп" (о. Попова).



ОБЪЕКТЫ ИНОГО НАЗНАЧЕНИЯ



Тоннели для забора морской воды ТЭЦ-2.

Сточный тоннель на Чуркине.

Подземное водохранилище на ул. Связи.

Подземное водохранилище, р-н 1000-коечной больницы.

Ливневая система на ост. Лазо.

Система подвалов на ул. Светланской.

"Бомжеубежище" на ост. "Дальзавод".

Подземный водоем на ст. Чайка.

Трубопроводный тоннель Минный городок.

Ж/д тоннель им. И.В. Сталина.

Дополнительный тоннель в тоннеле им. И.В. Сталина.

Система эвакуации Крайкома КПСС (пункт управления ГО и ЧС по Приморскому краю).

Угольный транспортер ТЭЦ-1.

Ночной клуб "Трибунал".

Торговый центр "Центральный".

Недостроенный подземный пешеходный переход на Гайдамаке.

Подземный пешеходный переход на Школьной.

Подземный пешеходный переход на Фуникулере.

Подземный пешеходный переход на Суханова.









Как видите, немало. И что самое интересное, что (пусть не всё, а часть) можно увидеть и пройтись по фортам даже в наши дни. Этим занимается Владивостокский диггер-клуб. Так сказать, экстрим Можно заказать у них экскурсию, или вообще вступить в их клуб. Но знаете, просмотрев их сайт, я поняла, что это всё же не моё… Может, ваше?

Ну а сейчас, немного подробнее… Расскажу про сточный тоннель на Чуркине, о котором не догадываются многие жители района.



Его строительство горным способом велось в 1983-1989 гг. с использованием узкоколейных электровозов и подземного проходческого комбайна, с выходом на Радиоприбор. Говорят, что выход аналогичного тоннеля (выходящего под ТЭЦ-2), расположен в районе бухты Тихой.

Войти в объект можно через оголовки вентиляционных систем и спецоголовок с дверью, расположенные на территории заводов. Они сильно замусорены, тоннель находится на глубине 2,5-3 м под ними.





Чуркинский тоннель, назовём его так, представляет собой сооружение, высота которого составляет чуть более 3 метров, шириною тоже около 3 метров. Тоннель выполнен из неоштукатуренного бетона, на поверхности которого видны отчётливые следы деревянной опалубки. На расстоянии примерно 80 см от правой стены находится бетонная стенка высотой 140 см и шириной 20 см. По верхней части трубы уложена металлическая труба сечением 18 см. На расстоянии около 30 метров друг от друга в трубе устроены вентили. На расстоянии 20 см от потолка проведена металлическая труба неизвестного назначения (может быть, кабель). Местами встречаются остатки приборов освещения - провода, плафоны, но электричества и освещения здесь давно нет. Хотя пробника у нас не было, так что электричество возможно еще есть

Тоннель практически прямой, с небольшим уклоном вправо вблизи к его началу, внутри влажно, зловонно, на полу грязь вперемешку с канализацией глубиной до 50 см. По основной, изолированной от технического прохода, части сооружения течет река канализационных и технических стоков, глубина которой колеблется от полуметра (в начале) до метра с кепкой (ближе к Радиоприбору). В любом случае, лучше в нее не падать.

Судя по всему, тоннель проложен с территории Хладокомбината (Рыбный порт) в сторону Радиоприбора, протяженность минимум 1 км. Экспедиционная группа прошла около 900 м по доступной части тоннеля. Объект пронизывает сопку, на которой расположены улицы Могилевская и Запорожская, судя по карте ПримАГП, максимальная глубина заложения тоннеля 72 метра.





Скорее всего, назначение тоннеля - вывод стока жидких отходов хладокомбината, рыбного порта и канализации близлежащих районов в пролив Босфор Восточный. Видимо, в начале 80-х годов тогдашняя краевая администрация попыталась таким весьма дорогостоящим способом позаботиться о чистоте б. Золотой Рог (можно себе представить, какой объем средств был вложен в глубинную проходку километрового тоннеля сквозь весь Чуркин!). Тоннель очень опасен и недружелюбен, поэтому крайне не рекомендуется туда лазить - можно обратно просто не выйти.

Неосмотренные части тоннеля, а именно начало и собственно сброс стоков, будут посещены в ближайшее время.



Материал взят с сайта http://www.vtc.ru/~vladdig/under.htm